В современном моторостроении, для
обеспечения центрирования и соблюдения соосности вращающихся деталей
двигателя (коленчатый вал, распределительный вал, поршневой палец, вал
привода вспомогательных агрегатов и д.р.) получили широкое
распространение подшипники скольжения (для простоты используют термин:
вкладыши и втулки). Вкладыш, представляет собой подшипник, состоящий из
разъемных частей (как правило, из двух половинок). Втулка представляет
собой не разъемный подшипник качения, запрессовываемый на посадочное
место с помощью торцевого усилия.
В основе конструкции
подшипниковых узлов скольжения заложен принцип сохранения
плоскопараллельного трущегося контакта за счет отделения трущихся
рабочих элементов, от основных силовых элементов конструкции с
сохранением и поддержанием между ними минимально возможной связи. Если
шейка вращающегося вала в подшипнике скользит непосредственно по опорной
поверхности, то он называется подшипником скольжения.
Подшипник скольжения
представляет собой конструкцию включающую в себя массивную опору с
цилиндрическим отверстием (постель коленчатого вала, постель распредвала,
нижняя и верхняя головка шатуна) в которое вставляется разборный вкладыш
или цельная втулка, с покрытием из антифрикционного материала. Вал или
шейка вала входит в отверстие втулки подшипника с небольшим зазором. Для
уменьшения возникающих сил трения и быстрого износа втулки (вкладыша),
подшипник принудительно смазывается под давлением, через специально
созданные масляные каналы, таким образом, вал постоянно отделен от
втулки (вкладыша) пленкой вязкой маслянистой жидкости. Постоянное
давление в области контакта создается при помощи масляного насоса.
Смазка является одним из главных условий длительной и надёжной работы
подшипника скольжения, это обеспечивает; низкое трение, разделение
подвижных вращающихся частей, отвод тепла, защиту от воздействия внешней
среды, отвод продуктов износа из рабочей зоны.
Рабочий слой смазывающей жидкости в зазоре подшипника качения также
называют «масляным клином», т.к. в радиальном разрезе он очень похож по
форме на клин, изогнутый вокруг вала.


В зависимости от применения подшипники состоят из высокопрочной
стальной основы, которая покрыта покрытиями.
Для уменьшения трения и износа вращающихся шеек внутренняя поверхность
вкладышей и втулок покрывается небольшим слоем антифрикционного сплава
из высокооловянистых баббитов, баббитов на свинцовой основе а так же
других баббитов. Так же, достаточно широкое распространение получили
свинцовистые и другие бронзы.
При внешней простоте и надежности конструкции, на
самом деле это важный и ответственный узел, в котором возможно
возникновение опасных дефектов, которые могут привести к очень серьезным
поломкам двигателя, вплоть до разрушения блока цилиндров, и последующей
замене двигателя.
Поэтому, при покупке запчастей следует, тщательно подходить к подбору
производителя вкладышей.
Все необходимые запчасти для ремонта двигателей MACK
установленных на грузовиках RENAULT MAGNUM
можно приобрести на сайте
- renault-magnum.ru