Статьи по ремонту узлов двигателей Mack на Renault Magnum

Шатун тоже изнашивается

    

          Возьмите в руки старый шатун с изрядно походившего мотора - на первый взгляд ничего примечательного. Но только на первый взгляд. Вспомним: шатун - один из элементов кривошипно-шатунного механизма, в котором он связывает поступательно движущийся поршень и вращающийся коленчатый вал. Нагрузки на шатун могут достигать десятков тонн, причем являются знакопеременными. Т.е. сжатие и растяжение шатуна чередуются в течение одного оборота коленвала.

Ремонт шатунов        Стандартная ситуация - застучал шатунный вкладыш. Многие механики сразу бросаются в бой: ну просто бегут со всех ног шлифовать коленчатый вал в следующий ремонтный размер. Спросите у них, где шатун, который стоял на поврежденной шейке? Больше половины ответят, что он нормальный. А некоторые, особо умелые, вообще себя не утруждают - вынимают, а затем ставят коленвал с новыми вкладышами, даже не разбирая двигателя. Между тем шатун после перегрева, задира, расплавления или проворачивания вкладышей повреждается со стопроцентной вероятностью. Это покажут не только измерительные приборы, но и просто внешний осмотр: нижняя головка будет иметь характерный перегретый вид со следами цветов «побежалости», а ее отверстие станет некруглым, овальным.

        Не лучше обстоит дело и с верхней головкой шатуна, К примеру: выпрессовали палец, нагрели шатун, установили новый поршень с пальцем. А померил ли кто-нибудь натяг пальца в отверстии головки? Многим некогда, торопятся, у других даже приборов нет проверить. Только когда потом палец вылезет и продерет цилиндр, будет поздно - повторный ремонт, скорее всего, окажется дороже и сложнее первого. Почему палец может вылезти из отверстия, понятно - натяг слишком мал или его нет совсем. А это вполне возможно, если, например, в прошлом «ремонте» верхняя головка была сильно перегрета перед сборкой шатуна с поршнем (такое бывает при использовании ацетиленокислородной горелки).

       В конструкциях с плавающим пальцем нередко оказывается изношенной бронзовая втулка верхней головки шатуна. Причем оценить степень износа на ощупь, без измерений, практически невозможно. Особенно обманчивая картина возникает в случае, если палец смазан маслом – люфт пальца не чувствуется даже при большом зазоре во втулке.

      Таким образом, без соответствующей проверки нельзя определить ни дальнейшую пригодность шатуна к работе, ни объем необходимого ремонта. Поэтому главный вопрос – это «как проверить шатун».

       Проверка шатуна обычно проводится в несколько этапов. Начинают чаще всего с проверки геометрии отверстий. Для этого шатун разбирают, моют, а затем собирают с затяжкой болтов (гаек) крепления крышки рабочим моментом.

       Далее нутромером проверяют диаметр отверстия нижней головки - он должен соответствовать размеру, рекомендованному заводом-изготовителем, а все отклонения формы отверстия (эллипсность) должны укладываться в допуск на размер отверстия (обычно 0,015 мм).

        Аналогичным образом проверяют и верхнюю головку шатуна. Здесь контролируют отклонения формы (эллипсность не более 0,01 мм), а Ремонт шатуновтакже величину диаметра отверстия, которая должна обеспечить гарантированный минимальный натяг в прессовом соединении с пальцем (0,02-0,025 мм) или максимальный зазор во втулке (0,015-0 ,02 мм) «плавающего» пальца.

         Все эти измерения выполнить несложно, нужно лишь время и аккуратность. Другое дело проверить деформацию стержня шатуна. Деформация стержня обычно выражается в том, что оси верхней и нижней головок шатуна оказываются непараллелны. Измерить эту непараллельность наиболее точно можно с помощью специального измерительного прибора или приспособления. К сожалению, пока наличие подобных приборов на СТО или в мастерских скорее исключение, чем правило. Поэтому иногда применяют более простые методы проверки, не требующие дорогостоящей оснастки. Один из возможных альтернативных способов - проверка на поверочной плите. Шатун кладется на плиту, и покачиванием определяется, насколько он деформирован.

       Разновидность способа - прикладывание к боковой плоскости шатуна лекальной линейки и оценка непараллельности плоскостей верхней и нижней головок. Иногда шатуны проверяют «на скалке» - надевают с малым зазором несколько шатунов верхней головкой на стержень, а деформацию оценивают по просветам между боковыми плоскостями нижних головок шатунов.

       При серийном заводском ремонте двигателей, западные фирмы ремонтируют шатуны в обязательном порядке. Так что шатунов, поставленных в двигатель без ремонта, как это еще делают у нас в России, вы там не увидите.

      Стандартным видом ремонта шатунов можно назвать замену бронзовой втулки верхней головки шатуна даже при небольшом отклонении его размера от исходного (номинального) значения.


 


 
        Все необходимые запчасти для ремонта двигателей MACK установленных на грузовиках RENAULT MAGNUM можно приобрести на сайте - renault-magnum.ru

 

 

Видеоинструкции по ремонту двигателей Mack